В основе Цифрового суверенитета лежат попытки предоставить конечным пользователям контроль над своими личными данными. Это то, что говорит Европейский Союз. Цифровой суверенитет можно приблизительно определить следующим образом:
Цифровой суверенитет – это вопрос владения персональными данными пользователей, собранными на различных веб-сайтах компании в Интернете с согласия или без согласия пользователей.
Содержание
- Идеальный суверенитет данных
- Примеры цифрового суверенитета
- Цифровой суверенитет и ГАФА
- Решение проблемы суверенитета данных
Идеальный суверенитет данных
По мнению активистов цифрового суверенитета, личные данные пользователей должны собираться только с их согласия, или, по крайней мере, пользователи должны быть информированы о том, что все данные собираются. Кроме того, они утверждают, что личные данные пользователя должны храниться в центре обработки данных, который присутствует в стране, где пользователь проживает или использует Интернет. Однако это непрактично, так как это век облачных вычислений, и почти все крупные веб-сайты или компании имеют свои центры обработки данных, распределенные по целому ряду стран с различными законами об ИТ и облаке.
Примеры цифрового суверенитета
В случае Европейского Союза недавно было введено в действие Общее положение о защите данных (GDPR), чтобы пользователи знали, какие все данные собирает веб-сайт компании при посещении. Таким образом, пользователи Интернета из Европейского Союза (ЕС) знают, какие данные собираются во время их посещения определенного веб-сайта. Европейский союз также требует, чтобы данные этих пользователей (пользователей Интернета, базирующихся в Европейском союзе) не покидали ЕС ни в какой форме. Они также подчеркивают необходимость шифрования данных, чтобы данные конечного пользователя были в безопасности.
Например, рассмотрим имя веб-сайта с доменом верхнего уровня (TLD) как .com. Теперь ICANN обладает полномочиями в отношении этого ДВУ (в данном примере – .com). Таким образом, кто-то, регистрирующий веб-сайт в ЕС, должен будет предоставить свои данные в ICANN, которая находится в Соединенных Штатах. Таким образом, данные уйдут из ЕС, хотя профсоюз против таких действий. В этом случае цифровой суверенитет принадлежит ICANN, а не пользователям. Хотя это не может быть оспорено, по крайней мере, сохранить данные в безопасности с помощью шифрования, как говорят активисты.
Другим примером может быть Amazon. Все знают, что это огромный розничный гигант, который поставляет товары из любой точки мира в любую точку мира. Для простоты использования в нем используются разные TLD. Amazon.com будет обслуживать жителей США, и, следовательно, сторонники цифрового суверенитета ожидают, что данные как о покупателях, так и о поставщиках хранятся только в центрах обработки данных в США. Аналогичным образом, если кто-то использует amazon.co.uk, данные не должны покинуть Великобританию. Насколько практичным может быть его внедрение, учитывая, что человек из США может также получить доступ к британскому веб-сайту Amazon?
Цифровой суверенитет и ГАФА
GAFA является аббревиатурой от четырех ведущих онлайн-компаний – Google , Amazon , Facebook и Apple . Кто-то может спросить, почему он не содержит Microsoft . Ответ заключается в том, что Microsoft не была в очень манипулирующей позиции, когда аббревиатура была сформирована. Это другая история, однако.
Прямо сейчас ясно, что GAFA владеет данными в Интернете. По GAFA, я не ограничиваю количество только четырьмя компаниями. GAFA, в более широком смысле, будет относиться ко всем многонациональным компаниям в Интернете, которые занимаются сбором данных для конечных пользователей.
Есть две стороны сбора и использования данных. Один из них коммерческий, и о нем мало спорят, так как все знают, что это происходит. Они (пользователи) обменивают свои личные данные на что-то БЕСПЛАТНОЕ и получают более качественные услуги. Другой – политический, когда правительства разных стран претендуют на суверенитет данных. Людям не нравится, когда правительства обнюхивают их, особенно после фиаско Cambridge Analytica. Теперь люди знают, что они могут быть обусловлены определенными шаблонами мышления, просто используя данные, которые предоставляют различные сети, такие как Facebook, поэтому проблема суверенитета данных стала массовым движением, которое необходимо срочно решить.
Решение проблемы суверенитета данных
Активность, связанная с цифровым суверенитетом, имеет две стороны – как и в любой войне. В то время как одна сторона выступает за хранение данных в центрах обработки данных в той же стране, что и пользователь, другая хочет иметь суверенитет над всеми центрами обработки данных компании, чтобы правительство или корпорация могли получать доступ к данным в любое время. Это создает напряженность, поскольку каждая страна имеет свои собственные правила и нормы, когда дело доходит до облачных вычислений.
Лучшее решение для этого – найти общий язык и сформулировать мощный, но схожий набор правил, применимых ко всем центрам обработки данных, независимо от страны, в которой они работают. Эти правила будут определять, кому принадлежат данные и в какой форме.Тип шифрования должен быть одинаковым в разных странах, поэтому одинаковый уровень защиты применяется ко всем центрам обработки данных. Те же самые правила могут сказать, кто может получить доступ к каким данным и как к ним можно получить доступ.
Конечные пользователи мало что могут сделать, если хотят продолжать пользоваться Интернетом. Но должно существовать решение, определяющее суверенитет данных по-разному, несмотря на то, что данные все время разбросаны по разным странам, обеспечивая безопасность данных.